Денис Шумаков делится очень интересной мыслью -[ссылка]- :
"Сразу оговорюсь, что под «чайной культурой» и «винной культурой» здесь я буду понимать те явления, которые сформировались на Западе. Как ни крути, а массовую и, в большей степени, высокую культуру потребления этих напитков в нашей жизни (в нашей — это не в смысле «в мировой» или «в человеческой», а в смысле «российской» или «европейской») определяют именно западные, а не восточные закидоны.
Так вот, на Западе принципы формирования винной и чайной культур были совершенно разными, несмотря на кучу схожих черт у напитков. Вино изначально было родным продуктом, которое изготавливалось своими виноделами в понятных и уважаемых странах по понятным и очевидным принципам. Труд людей, производящих вино, оплачивался, возможно, не очень высоко, но на европейском уровне — иначе эта отрасль просто не выжила бы. Я вот до конца этого еще не знаю, но почти уверен, что традиционно достаточно высокая цена на вино во многом обусловлена именно тем, что труд, знания и опыт людей, вино производящих, стоят очень дорого.
Эта ситуация привела к двум любопытным и взамосвязанным эффектам. Во-первых, для успешной торговли вином виноделы вынуждены развивать полноценную винную культуру. Им выгоден грамотный потребитель, ассиметричность информации о продукте невелика — достаточно просто посмотреть на «винные» полки в книжных магазинах, чтобы в том убедиться.
Во-вторых, грамотный винный потребитель интересуется всем циклом производства продукта: место, климат, почвы, лозы, правила сбора (производства, хранения), ассортиментные линейки в рамках каждого приличного дома, правила употребления и описания вина — вся эта информация лежит практически на поверхности. Достаточно просто проявить интерес, потратить немного денег и времени.
Все это привело к тому, что, несмотря на разнообразные хомуты и проблемы, винный рынок очень динамично развивается в качественном смысле. И большую часть его проблем можно отнести к проблемам роста. Чистая «европейскость» этого рынка во многом определяет его развитие. И тот факт, что сейчас сформировался уже рынок дешевого вина (в том числе — и уже чисто колониального, произведенного в странах с достаточно дешевой рабочей силой) ничего не меняет, этот рынок вынужден ориентироваться на европейскую планку и «тянется».
С чайной культурой все совсем иначе. В Европе она изначально формировалась, как культура колониального товара. Самая важная для качества напитка часть его производства реализуется в классических колониях — крайне дешевой рабочей силой с очень невысокой квалификацией. С точки зрения белого человека (очень снобской, но доминирующей), та часть производственного цикла чая, на которой его не касаются «белые руки», не достойна никакого внимания. Не случайно ключевой фигурой, определяющей качество чая в европейской культуре, стал титестер — первый белый специалист, который прикоснулся к напитку после «негров». И все, что после титестера — купажирование, упаковка, маркетинг, культура чаепития — это круто, это культурно и достойно внимания. А все, что до титестера — это негры, это фигня.
Ну то есть получается полный бред. В западной чайной культуре акцент интереса делается на вещах и на людях, которые на качество чая влияют в минимальной степени. И те категории, которые работают в винной культуре на позитив, в чайной культуре работают на негатив.
Во-первых, чайной индустрии невыгоден грамотный потребитель. И на развитие информационной чайной составляющей практически никто не запаривается. Уровень информационных материалов о чае, большей частью, убог. Точная информация о месте выращивания чая, о сорте чайного куста, о почвах, о химическом составе напитка и о прочих важных для качества мелочах почти всегда недоступна. Да и вообще, достаточно посмотреть на чайные книги в крупном книжном — и можно впасть в тоску, особенно после сравнения с книгами винными. Мне вот в руки почти одновременно попали две книжки: «Все тайны чая» под редакцией Мелешиной и The new illustrated guide to wine (Stuart Walton) — схожего формата и назначения. Это просто вилы. По сравнению с винной книжкой для книги о чае просто не подобрать правильно уничижительного эпитета... Я все это к тому, что ассиметричность информации на чайном рынке очень велика — уровень информированности производителя, продавца и потребителя чая о продукте несопоставимо разная. А это, в соответствии с теорией ассиметричной информации, всегда приводит к тому, что на рынке доминирует дорогое (относительно собственной себестоимости) дерьмо.
Во-вторых, потребитель чая, даже желающий быть разборчивым, полностью информационно дезориентирован. Ему доступна информация о брэнде, о стране производства, об ароматизаторе и о том, как это культурно и здорово — пить чай. И все. Он не в состоянии качественно контролировать уровень чая.
В таких условиях производители и продавцы творят, что хотят. А чего они хотят, мы все прекрасно знаем. Исключения, конечно, бывают — но погоды пока, увы, они не делают.
Так вот, к чему я это все. «Чай, как вино», «Кофе, как вино» — это очень красивые и разумные идеи. Но их реализацию, на мой взгляд, нужно начинать не с копирования внешних атрибутов, а с глубинных информационных и «культурно-воспитательных» пластов.
Мне кажется, что в ближайшее время этим будут заниматься только энтузиасты-одиночки, типа нас с вами. Что, конечно, наводит на грустные мысли (не мы с вами, конечно, наводим на грустные мысли, а то, что чайная культура — в руках энтузиастов
Ну вот как-то так. "
Контекст можно посмотреть по ссылке. [ Отредактировано ]
И в продолжение этой мысли: с кофе ситуация в целом похуже, чем с чаем еще и потому, что кофе товар биржевой, а не аукционный. Кофе зачастую покупается по фьючерсам еще до созревания - стандартизированными лотами (исключение - аукционы СОЕ). С такой раскладкой плантационные особенности, особенности вкуса итп - теряются.
(продолжение мысли - тоже не я, а Денис придумал, только он его не записал, а устно озвучил) [ Отредактировано Mon Jul 09 2007, 12:51PM ]
мне кажется то, что в руках энтузиастов в дальнейшем перерастет в еще более ценный продукт можно даже сказать культовый. Кстате многи стали интересоваться имено негроедной частью процесса как где и кто выращивал, как ферментировал, влиянием терруара т.п. в этом, кстате, его сходство с вином, что в прочем относится и к кофе, вину, сигарам.
dArahchjan написал(а) ... И в продолжение этой мысли: с кофе ситуация в целом похуже, чем с чаем еще и потому, что кофе товар биржевой, а не аукционный. Кофе зачастую покупается по фьючерсам еще до созревания - стандартизированными лотами (исключение - аукционы СОЕ). С такой раскладкой плантационные особенности, особенности вкуса итп - теряются. [ Отредактировано Mon Jul 09 2007, 12:51PM ]
Вопрос только в том, что даже самый замечательный кофе можно убить нафикк неумелым приготовлением. Убить вкус вина гораздо сложнее - для вина, фактически, важны правильное хранение и правильная температура подачи. С кофе все сложнее.
dArahchjan написал(а) ... кофе товар биржевой, а не аукционный. Кофе зачастую покупается по фьючерсам еще до созревания - стандартизированными лотами (исключение - аукционы СОЕ).
Не совсем так. Фьючерсная и опционная торговля в кофе используется в основном для хеджирования рисков, а не приобретения стандартизированного товара со складов бирж. Это касается как арабики, так и робусты. Кстати, Кения в ее эскпортной ипостаси тоже торгуется с аукционов. Так что не все так плохо... С прюветом, Вова
2 D'Arahchjan 1) В моем случае ни единого зерна Сантоса или Индии Плантейшн. Они покупаются либо непосредственно у производителя, либо у трейдеров. Кстати, в списке происхождений, торгуемых по NYBOT Бразилии нет ... 2) Кенийские аукционы: -[ссылка]-, написано немного, но достаточно для общего понимания. Кофе торгуется стандартизированными по р-ру зерна/дефектам лотами. С прюветом, Вова
Многие знают, что я фанат Аэропресс. Поэтому, очень долго откладывал в самый дальний ящик покупку данного устройства. Зачем кому-то нужен клон Аэропресса? Однако, на деле оказалось, хоть эти устройства и похожи, у Дельтер Пресса есть свои особенности. Покупать Дельтер Пресс рекомендую в случае, если уже всё есть. На этом можно было бы закончить статью, но давайте разберемся, почему эта кофеварка не только красивый кусок китайского пластика с австралийским акцентом, но имеет огромный потенциал.
Сейчас разгар отпусков и лета 2019 года, я сижу в кофейне, где-то между Австрией, Венгрией и Чехией, пью колд-брю и решил написать для нашего прекрасного русско-язычного кофейного комьюнити, что я думаю по этому поводу и какие основные два метода заваривания доступны для обычного человека. Тем более, что у Sweet Beans Coffee на складе в Краснодаре появился удивительный PUCKPUCK, который теперь всегда со мной.